Развитие самостоятельности ребёнка

Развитие самостоятельности ребёнка.

Наши дети растут и учатся чему-то новому. Мы передаём им свой жизненный опыт. Но часто, научив их самостоятельно что-либо делать, например, одеваться, обуваться или кушать, мы продолжаем помогать им или вовсе делаем это за них. А когда, вдруг, требуем от них самостоятельно выполнить эти действия, то с сожалением, а иногда и с раздражением узнаём, что они отказываются.

Что же произошло? Обычное детское упрямство? Нет. Ребёнок просто разучился делать это самостоятельно, да и зачем, если взрослые так ловко выполняют все действия за него. И почему мы раздражены, когда, например, просим самостоятельно одеться, они не понимают.

Непоследовательность наших действий приводит к тому, что ранее привитые ребёнку навыки мы сами же помогаем ему забыть.

Что же делать? Всё очень просто – выполнять в процессе воспитания определённые правила. И придерживаться в дальнейшем их выполнения. А именно:

  1. Когда Ваш ребёнок умеет что-либо делать самостоятельно, не вмешивайтесь, если он не просит помощи.
  2. Если ребёнку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему. Но при этом, возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное представьте делать ему самому.
  3. По мере освоения ребёнком новых действий постепенно передавайте их ему.

На первый взгляд всё это действительно очень просто, но на самом деле Вам необходимо запастись временем и терпением. И тогда выполнение правил станет для Вас простым и доступным занятием.

Ведь каждое самостоятельно выполненное им действие это результат приложения усилий не только Ваших, но и педагогов, и что самое важное – самого ребёнка. И радость первых побед необходимо закреплять. И лучший способ – это Ваше одобрение и невмешательство, если ребёнок того не требует.

Выше названные правила – не просто добрый совет. Они опираются на психологическую закономерность, открытую выдающимся психологом Львом Семёновичем Выготским. Этой закономерностью руководствуются педагоги, психологи и не только, во всём мире. И называется она «зона ближайшего развития». Глубоко убеждена, что каждый родитель должен непременно знать об этом.

Известно, что в каждом возрасте для каждого ребёнка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга – дела, доступные для него только при участии взрослого или же недоступны вообще.

Например, ребёнок уже может сам вымыть руки, убрать игрушки, но он не может хорошо организовать свои дела в течение дня. Вот почему в семье говорят так часто слова «Пора…», «Теперь мы будем…».

Давайте нарисуем простую схему: один круг внутри другого. Маленький круг будет обозначать все дела, с которыми ребёнок справляется сам, а зона между границами малого и большего круга – дела, которые ребёнок делает только вместе со взрослым. За пределами большего круга окажутся задачи, которые сейчас не под силу ни ему одному, ни вместе со старшими.

Л.С.Выготский показал, что по мере развития ребёнка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счёт тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым, а не тех, которые лежат за пределами наших кругов. Другими словами, в дальнейшем ребёнок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было «с мамой». То, что ребёнок умеет делать самостоятельно, называют зоной актуального развития. Зона дел вместе – это золотой запас ребёнка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему её назвали зоной ближайшего развития. Представим себе, что у одного ребёнка эта зона широкая (рис. А), то есть родители с ним много занимаются, а у другого узкая (рис. Б), так как родители часто представляют его самому себе. Первый ребёнок будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее. Отсюда, видно, что давать ребёнку полную самостоятельность там, где ему трудно, так же грубая ошибка. Это значит не учитывать основной закон развития!

Помогите Вашему ребёнку развивать свою самостоятельность.

При написании статьи использованы материалы книги Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»

Инесса Кашина. Детский, специальный и социальный психолог.

Готовы к общению?

Записаться на прием
2018-04-24T13:30:54+00:00